Forprofit

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Составление баланса и отчета о прибылях и убытках

E-mail Печать PDF

В классической бухгалтерии баланс активов и пассивов, также как и отчет о прибылях и убытках (построенный по методу начисления, а не по кассовому методу) – конечный результат работы группы бухгалтеров, работающих по всем правилам бухгалтерского искусства со счетами, двойной записью, множеством учетных регистров и т.д. В таком учете по методу двойной записи по счетам бухгалтерского учета проводится каждая хозяйственная операция.


На практике для организации управленческого учета на предприятии такая работа – непозволительная роскошь. Хотя стоит обмолвиться, что в идеальном случае именно так и стоило бы вести управленческий учет – методом двойной записи, по всем счетам, как подобает. Ведь фактически управленческий учет отличается от бухгалтерского только тем, что в руководство и акционеры могут требовать дан

ные в другом разрезе, чем предполагает официальная бухгалтерская отчетность, предназначенная, прежде всего, для государственных органов. Кроме того, не секрет, что данные бухгалтерской отчетности сознательно искажаются из-за неэффективного (а порой устарешего) законодательства, стремления к уменьшению налогов, не отражения в отчетах данных, представляющих коммерческую тайну, не включения туда детализаций, представляющих интерес и т.д.

По методам учета при правильной его постановке два вида учета отличаться не должны. Другое дело, что на практике предприятие, вынужденное содержать бухгалтеров для предоставления правильной отчетности внешним получателям информации, не может себе позволить вести параллельный учет для целей управления в том же объеме. В результате управленческий учет всегда страдает из-за нехватки ресурсов для его организации. Разговор об одновременном ведении бухгалтерского и управленческого учета или интеграции двух систем чаще всего остается разговором. Это не очень просто на практике. Подробнее о возможностях автоматизации – на странице про автоматизацию учета.

В результате на практике, особенно на небольших предприятиях, управленческий учет не реализуется по принципам ведения бухгалтерского, ведется урывочно или не ведется совсем. И переломить эту ситуацию непросто. И если для внедрения правильного учета денежных средств это является обязательным, то корректный учет остальных блоков и участков, может вызвать более серьезные затруднения. Кроме того, все, что связано с материальными активами и себестоимостью (материалы, незавершенное производство, готовая продукция, себестоимость), очень сложно и на разных типах предприятий может сильно отличаться.

Поэтому в рамках нашего практического курса финансового менеджмента мы предложим урезанный вариант управленческого учета и получения данных для финансового анализа и покажем, как построить баланс активов и пассивов и отчет о прибыли без тотального учета и метода проводок двойной записи по каждой хозяйственной операции.

Если между предложенным нами примитивным способом построения управленческого баланса и классическим методом бухгалтерского учета Вы сможете найти золотою середину – сделайте это.

Можно спросить: зачем нам все это, для чего вообще такой баланс? Ответ прост: организовать глобальный учет всего на свете на небольшом предприятии, сделать еще одну большую бухгалтерию для учета – непросто, а нормальный финансовый анализ без использования балансовых показателей невозможен. Вы увидите это, когда мы будем в рамках нашего курса финансового анализа рассматривать анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.

Поэтому займемся построением баланса. Будем использовать термины классического бухгалтерского учета. Упростим счета бухгалтерского учета до минимума. Нам нужен счет основных средств, нам нужен счет нематериальных активов. Сложив их, мы имеем внеоборотные активы. Оборотные активы мы организуем на счете денежных средств, материалов, готовой продукции, незавершенного производства, дебиторской задолженности. В нашем случае выделим еще счет выданных кредитов и займов (он может быть внутри счета дебиторов, но мы его выделим отдельно). Сложив оборотные и внеоборотные активы, получаем Актив баланса.

Пассив баланса получаем из счетов кредитов и займов, разделив их на три счета: счет кредиторской задолженности, счет краткосрочных кредитов и займов и счет долгосрочных кредитов и займов. К группе счетов кредитов и займов добавим самую сложную для учета группу счетов собственного капитала, разделив ее на счет прибыли текущего периода, и счет накопленной прибыли прошлых лет (при необходимости можно выделить счет уставного капитала, если он не близок к нулю влияет на результаты анализа).

По каждой группе счетов организуем сбор данных и учет отдельно. Создадим балансовую ведомость в табличной форме MS Excel. Собранные за период остатки будет подставлять в форму по отдельности.

Учет основных средств и амортизации

Учет материалов, затрат и себестоимости

Учет дебиторской задолженности

Учет прочих активов и пассивов (в т.ч. денежных средств, что описано нами в специальном разделе)

Учет прибыли и капитала